«Человек собаке – друг
Это знают все вокруг
Он не лает, не кусается
На прохожих не бросается»
15й поход в экипаже с Юрием Лаловым, то бишь, Ури, опять какой-никакой, но юбилей, значит. Надо отчитаться, надо! Разбирая фотографии, ловлю себя на мысли, что похожие снимки уже были, а то и не раз… Так же и с текстом, начинаю его набирать, понимаю, что цитирую самого себя, аповторять уже не раз писанное и опубликованное не хочется!
Впрочем, эта поездка была по своему уникальной, начнем с того, что на сей раз традиционный отпуск в августе (а я по профессиональной привычке стараюсь спланировать все заранее) был под большим вопросом, поэтому сразу напросился к Юре, на правах старейшего напарника, на первый июньский выезд. Во-вторых, предполагалось, что идем 2мя экипажами = 5 человек, что доселе кэп не практиковал (как правило, вдвоем, реже вчетвером в 2 экипажа).
К сожалению, сроки экипажам (из-за моего рабочего графика) полностью совместить не удалось, поэтому, стартовав вместе, речку мы, не без сожаления, покинули на несколько дней раньше.
Итак, старт утром в субботу 18 июня, дорога пролетела штатно – размеренно, енисейский стапель, начавшийся еще в 2 ночи, прошел под назойливый аккомпанемент комаров, тучи которых сопровождали нас при погрузке, сразу напомнив, кто в Сибири самый страшный зверь, после рассвета к ним присоединилась и мошка, но мы уже готовы стартовать. Второй экипаж в составе Леха (Лелик), Тема и Лехин сын Макар подъехали чуть позже, долго их ждать не пришлось. На скорости 40+ наконец-то удается глотнуть свежего воздуха, сняв москитную сетку. Новый Юрин комплект хорош, играючи тянет не только наш груз, но и часть груза 2го экипажа.
По дороге попав под добрый ливень, заходим в устье речки. Уровень воды – более чем достаточный, подъему ничто не мешает, (галечные косы, камни и прочие препятствия затоплены) кроме дождя, то и дело накрывающего нас своими ливневыми зарядами. Пройдя по притоку километров …дцать, решили до упора не гнать, а заприметив свободное зимовьишко, переночевать в нем, обсохнуть и завтра уже двигаться к намеченному базовому лагерю.
Пока варили «ленивую солянку», дождь закончился, опять вылетели москиты, радостно навалившиеся на «свежее мясо». Не желая их кормить, мы влезли внутрь избушки, благо стол в зимовье большой и все за ним расселись, полати тоже широкие, спального места всем хватило. Перекус и непродолжительный въездной банкет, впрочем, без злоупотреблений, так как силы быстро покинули почти всех участников, особенно нас с Юрой, практически не спавших по дороге. Я и вовсе только карематы размотал, уснул прямо в верхней одежде. Только Артем, пока остальные спали, сходил на реку и поймал парочку упитанных харюзей.
Проспав без малого 12 часов (легли, получается, еще в 7 вечера), проснулся в седьмом часу утра первым и поставил воду на традиционный кофе. Завтрак – сборы и погнали дальше. Большую часть воскресеньямы посвятили подъему в верховья речки, попутно проверив наскоро, по 2-3 заброса, самые перспективные точки прошлых лет.
Еще в прошлом году отмечал, что при подъеме в верховья бросается в глаза то, что лето сюда добирается существенно позже (чего не скажешь про осень). В июне это оказалось особенно заметно! Здесь еще не отгорели жарки, пышно цвететрябина, местами, в тенистых распадках и вовсе доцветает, осыпаясь, черемуха, на склонах белеет багульник, а на таежных полянах красуются алые пионы (у мамы на даче дикий пион отцвел еще в конце мая). По берегам растет сочная сладкая черемша, отличная заправка в салат, да и вприкуску идет «на ура». В общем, тут еще томский май! Есть в этом и минус – на грибы рассчитывать точно не приходится (а в низовьях, кстати, они на выходе появились, а именно, подберезовики, но там вам не тут).
Первая и вторая остановки в плане рыбалки не принесли никакого результата, лишь на третьей, где экспедиционеры решили перекусить горячим «Дошиком», младший член команды – Макар – под руководством старшего –Ури, выудил зачетного ленка, кажется, чуть ли не единственную рыбу, которую забрали в этот день на еду. Я тоже отметился небольшим ленком.
Собственно, до базы осталось всего – ничего, отобедав, до финиша мы домчались за час с небольшим, еще пара остановок на рыбалку особого успеха не принесла, да мы и не упирались, поскольку на ужин Ури обещал плов из свинины и продолжение въездного банкета с вкусной самогонкой от знакомого томского автора. Я в этот раз прикупил пару литров напитков «Кальвадос» и «Латгальский коньяк», а умелый купаж в гараже «от Ури» (который просто слил все в одну тару) привел к появлению нового вкуса, надо сказать, вполне приятного (как некоторые сомелье говорят –питкого).
И вот мы на месте, чалимся в протоке и тут на берегу появляется радостно виляющая хвостом худая рыжая лайка! О как, неужто занято зимовьишко? Но нет, вскоре мы выяснили, что собака живет здесь одна и похоже, пришла сюда си самостоятельнообжилась. Свое логово она обустроила на чердаке баньки, куда приловчилась попадать по доскам и бревнам, привалившимся к «предбаннику», а питалась, по всей видимости, обитающими тут большой колонией сеноставками – пищухами.
Эта зверюга быстро влилась в наш маленький коллектив, вскоре показав свой немалый для собаки интеллект и покладистый нрав, она расположила к себе всех, получив кличку Лиса. Пожалуй, даже посвящу ей отдельную главу отчета, но всему свое время.
Зимовье тут маленькое, поэтому предварительно порешали, что в нем поселятся старший и младший члены команды, для остальных установили палатку, впрочем, сам Макар вскоре предложил перебраться на свежий воздух, уступив мне место в доме, в итоге разделились по экипажам. Макар же, как выяснилось, прихватил с собой старый добрый шестиструнный «бумбокс», который он недавно, но уже небезуспешно осваивает. Он и открыл вечерний концерт (нынешние пацаны, как оказалось, поют под гитару все те же песни, что мы пелив мои 17 лет – Кино, КиШ, Сектор… рок форева, так сказать ) потом и я с Ури подключились, борясь с провалами в памяти )) Юра выдал из репертуара Высоцкого и Розенбаума, я задал немного року (вторя молодежи, вспомнил «Лесника», «Видели ночь» и «Пачку сигарет», а также выдал heavymetal )) В общем, попели от души, давно не брал в руки акустику!
Когда все угомонилисьи отправились «по норам», оказалось, что в зимовье, где сушились вещи, мы немного перестарались -перетопили. В избе жарко, сон не идет. Поэтому решили с Юрой прогулять ночных мышей. Стоят белые ночи и для лесной прогулки даже фонарик ненужен, все и так видно. К ближайшему плесу идет довольно утоптанная тропка, но мы уже убедились, что в этом году здесь людей еще не было. Есть шанс, что ленки живы-здоровы и ждут наших мышей. Но как бы то ни было, не в этот раз… Битый час кидали мышек, увы - ни поклевки. Свою роль, безусловно, сыграл высокий уровень воды, рыба может стоять где ей заблагорассудится, да и мышь еще не мигрирует, у ленка другие пищевые пристрастия. Так мы решаем и далеко от лагеря не идем.
Ночная прогулка помогла крепко уснуть, впрочем, в районе 4 утра из сна выдернул сперва грозный лай Лисы, затем подскочил Юра, вышел из зимовья. Через некоторое время снаружи грянули два выстрела, собака еще немного полаяла, но уже тише, потом успокоилась.
«Миша приходил проведать, рычал где-то за баней» - сообщил, вернувшись,кэп. Ну, так я и подумал. Ишь, Лиса, свое дело знает. Лагерь наш уже сторожит. Утром выяснилось, что второй экипаж, не то, что лая, даже выстрелов не слышал, сон у них истинно богатырский!
На следующий день мы дружно решили устроить вечером баню, а обеденное время посвятить рыбалке недалеко от базы. Торопиться не куда, стартанули ближе к обеду. Харюзинные ямки в этих местах маленькие, впятером толкаться на точке смыла нет, поэтому мы сразу разделились, пропустив второй экипаж вперед. Клевало неплохо, но стоянки рыбы по такой воде сместились, не всегда получалось ее найти. Тем не менее, Ури выхватил одного достойного экземпляра на тирольский настрой, у меня похуже – сход ленка и несколько небольших хариусов размера «собачья радость». Продуктов у нас не то, чтобы мало, но на 6го члена экипажа мы не рассчитывали, поэтому собачке, которую по результатам ее ночного дежурства решили наградить и поставить на пищевое довольствие, еду постановили варить из пойманной мелкой рыбы, с добавлением разных круп. Поэтому харьков на грани 23 см я забрал. Второй экипаж времени не терял и наловил немало харюзков, впрочем, больше половины из них все того же, «собачьего» размера.
Часа в 4 пополудни мы скатились к базе, где часть экипажа занялась ужином, на костре повисли казан с будущим борщом и импровизированный котелок, сделанный из жестяного боченка из-под пива, которое сюда приехало с экипажем «Ури-Лелик» еще в 2011 году. Вот уж где работает поговорка про бычий хвост –веревку, так это в тайге! Почти любой мусор имеет шанс превратиться в полезную вещь, боченок – в котелок, «сиська» из-под пива – в рукомойник, банка из подкорнюшонов – в банку для клея, да мало ли что и как! Впрочем, мусора после нас тоже начало скапливаться не мало, поручили Макару выкопать под него яму, он расстарался, да и я подсобил, глубокая ямка получилась. Уж не помню кто, подшутил, что как раз собака поместится, вызвав благородный гнев младшего члена экипажа. Шутки-шутками, а с каждым проведенным рядом с другом человека днем, мы понимали, что по собаке нужно будет принимать какое-то решение.
Надо было видеть, как она волновалась и бегала по берегу, лая и жалобно скуля, когда мы уезжали на рыбалку и оставляли ее на базе, предполагая, что люди опять ее бросили в лесу одну! Мы, конечно, рассмотрели вероятность, что хозяин оставил ее здесь сам (в принципе, некоторые охотники такое практикуют, по словам Юры, у них в Ванаваре были такие деятели, отпускавшие собак на лето), но зимовье в этом году он еще точно не навещал, да и зимой тут не охотился, внимательно все осмотрев, пришли мы к такому заключению. Значит, и собака не хозяйская, а потеряшка. Видать, отбилась от людей, скорее всего, в погоне за зверем, плутала –плутала да и вышла к жилью.
Собака тощая, но не доходяга, на пропитание себе умеет добыть, сам не без любопытства наблюдал, как ловко она выманила пищуху из под бревна, прыгая на него и тут же соскакивая. Несколько прыжков - нервы сеноставки не выдержали, она покинула спасительное укрытие и рванулась к своей норе, но Лиса была начеку и перехватила грызуна! Но учитывая, что ее уже «пасет» косолапый, оставь мы ее здесь – неизвестно, дотянет ли она до зимы. А зиму она точно не переживет.
Обдумав возможные варианты, решили, что заберем ее с собой, бросать в лесу не будем. Макар тут же вызвался забрать собачку домой в Красноярск… Эх, где мои 14 лет? Я тоже в свое время притаскивал найденного в сугробе щенка домой, «опыт – сын ошибок трудных» )) Охотничьей собаке в городской квартире не жизнь, а ведь она уже не молодая, клыки подстерты, переучить ее с вольной жизни будет непросто.
Ладно, чего пока гадать, повезем к людям, а там видно будет. Пока на том и порешили. Тем временем, стопилась банька, в подготовке к которой все по мере сил поучаствовали. Баня тут -зверь! Один нюанс – на улице после баньки не посидишь, заедают. Так что пока один экипаж парился, второй отсиживался в зимовье, опорожняя заначку с пивом. Эх, хорошо пошло!
Славно попарившись, немного повязали с Юрой настрои в избушке, за окном немного стемнело, защебетали соловьи, комар успокоился… Выползли и мы с избушки, а тут и Леха с Артемом за столиком вечеруют, и нам поднесли. И понеслась песня, на сей раз так, без гитары, младший Леликович уже спать ушел.
Беспощадное время летит, вот вроде только начался наш поход, а уже 21 июня. Этот день мы решили посвятить покорению самых верховий речки, благо, вода позволяет еще приоткрыть terraincognita… ну или Aquaincognita)
Погода – чудесная, жаркое июньское солнце периодически прячется за кучевыми облачками, но дождя по всем народным приметам не предвидится! Вверх мы шли около 2х часов, делая остановки на то, чтобы убрать упавшие деревья. Очевидно, в этих местах кроме нас еще не было людей, о чем красноречиво говорят лежащие поперек всего русла сухие ели. С каждой пропиленной елкой внутри грызет червячок, не создали бы нам приключений эти елки на обратном пути… Что-то удается растащить, один ствол удачно паркуется вдоль берега, оставшись висеть «на соплях», но пара сушин уходит вниз по течению, и черт его знает, как и где их раскорячит. Это немного напрягает…
В одном чудесном месте мы остановились на рыбалку. Вообще, ловить мы собирались на обратном пути, но тут было грех не тормознуть, ямка завораживала своей темной глубиной, в ней наверняка стоит самый упитанный хариус. Одно печаль, такой оравой тут не размахаешься. Ловили по очереди. Заброс - рыбка. Следующий! Так веселились около часа, набив почти полный канчик. Не было досель у меня таких рыбалок. Один ловит, другой снимает рыбку с крючка, третий несет ее к лодке, четвертый, зацепившись, пытается спасти свою снасть, пятый, тем временем, нарезает сальцо и достает фляжку ))) Тут штурман допускает стратегическую промашку и перестает следить за капитаном, питающим иногда слабость к доброй чарке…. Да под колбу с салом и свежим красноярским хлебом. А колба в верховьях невероятно толстая и сочная, такой я еще никогда не видел. С мизинец толщиной…
Рыбка поклевала минут 30, потом закончилась (чудес не бывает, каких накололи, каких распугали, да и поймали с полведра). И тут бы назад рвануть, но нет, решили идти до «шлагбаума». Нашли мы его километра через 3-4, очередная протока оказалась завалена лесом, а альтернативная оказалась слишком мелоководной даже при таком уровне воды. Делаем коллективное фото на «шлагбауме», немного пошарахались пешком, собрав интересных камушков. Пора бы и вниз, доловить рыбки на копчение. ПОГНАЛИ! Узкая извилистая речушка вниз гораздо экстремальней, чем вверх. Ну и… Очередной поворот, Ури выходя из него, резко отрулил от расчески да так, что румпель уперся в спинку кресла. Надо бы еще левей, а он не идет… Летим бочиной в берег, раздается громкое «бах» и передний баллон складывается. Ситуация не критическая, еще три баллона целы, но в целом не приятно. Оценив масштабы травмы, становится ясно, что одним днем мы не отделаемся. Длина разрыва 1 метр 20 сантиметров… Еловый сучок воткнулся под привальник, а дальше давление разорвало «шкуру». Придется осваивать склейку лодки в походных условиях.
Вечером подготовили стапель для ремонта лодки (ниже по течению нашли подходящее место) и построили коптилку. Рыба засолена.
22 июня. Практически весь день провели у лодки, парни из второго экипажа тоже здорово помогли. Мы с Юрой подготовили место склейки, пришлось отдирать переборку, в процессе ее извлечения пострадало дно, пришлось и его подклеить.
Чтобы заделать такую дыру, пришлось сперва проклеить внутреннюю заплату, и лишь потом накатывать наружнюю. Так что в этот день толком никто не порыбачил, благо, с голода не пухнем! Юра с Алексеем взялись за самую ответственную часть заплатки – наружнюю, я тем временем приготовил ужин, Артем прибрался на лагере, всем нашлась работа.
Заплатку закатать в целом удалось, хоть и не с первой попытки и не идеально, давление падает, из пары оставшихся щелочек изрядно травит. Впрочем, все не так плохо, немного доделать сверху и можно кататься, по крайней мере до машины уверенно доскоблим.
Коптилочка тоже поработала, 1 партия рыбки была подкопчена и размещена на подвяливание.
Следующее утро выдалось пасмурным, второй экипаж мы отпустили на рыбалку, установили над лодкой шатер и принялись доделывать огрехи, а их оказалось хоть и немного, но давление падало изрядно. Юра занялся доклейкой сам, а меня отпустил порыбачить. Место на речке я приметил еще вчера – несколько валунов посреди реки и канава за ними, и, что важно, с медленным течением, да и прибой к берегу присутствует. В высокую воду такие местечки иногда «стреляют». И таки да! Хариус отозвался на верховых мух, а чуть позже и на тирольку. Клев жадный, результат есть, много холостых поклевок, причем самый крупный обитатель плесика пару раз показал свой темный бок, укололся и потерял интерес к приманкам. Облавливая участок за валунами, жду выхода ленка, кэп говорил, что он здесь бывает. И ленок нашелся, но немного не в стороне от харюзиной канавки. В высокую воду он нередко подходит под самый бережок, особенно если бережок крутой и осыпается, либо берег упирается в осоку, а здесь как раз такой.
Поэтому я периодически посылаю снасть под берег, и на каком-то там по счету забросе, он атакует! Весьма неплохой для легкого спиннинга. Вываживание заняло минут 5. Явно за 1.5, ближе к 2 кг. Хорош! Порыбачив еще полчаса, удалось набить почти полный канчик. Сейчас, думаю, парни еще ведерко привезут, закоптим. 2 экипаж приехал после обеда, недовольные и озадаченные – рыбы нет! А она просто стояла не там, где мы ее привыкли искать. А в ранее обловленных местах, как правило, несколько дней делать нечего.
24 июня мы поменялись ролями – рыбачить поехали мы с Юрой, экипаж Лелика и Лиса, которой Юра сделал ошейник, остались на дневку на базе. Сперва собрали обратно лодку, проверили, держит ли заплатка давление (травит, но не критично), навесили двигатель. Лодочка опять готова к рыбалке. Пошли вниз, одно место, другое – практически не клюет хариус, на блесну изредка цепляются микроленки. Походив по берегу, в кустах приметили цветущий золотой корень, маленько накопали.
Обловив несколько перспективных мест, выудили пару рыб. Так дело пойдет, нам и ухи не видать. Меняем тактику, облавливаем плесы с лодки. Дело пошло на лад. Там леночек, сям леночек. А мы еще котлеток не ели. Когда на мышь садится 2х килошный ленок, решаем, что котлетам –быть! Чуть выше, по дороге на лагерь, прошу кэпа тормознуть на одном любопытном месте. Заброс блесны – ленок! Юра кидает воблер – второй! Всего на этой точке выудили 8 ленков. Нам столько не надо, поэтому самых мелких – аккуратно за борт. Килограмм 7 есть, хватит и на котлеты, и на уху, и собачке пожевать.
Рвем домой. Макар напек оладушков, даже мне немного досталось )
Вот собственно и подошла к завершению основная часть похода - отдых на базовом лагере в этот раз был трудовым, как никогда! На следующее утро началась канитель сборов, укладка вещей и прочая, прочая. Стартовали мы с Юрой (и Лисой) ближе к обеду, второй экипаж еще остается на речке и им спешить некуда. Собака обрадовалась дороге, постоянно принюхивалась по пути вниз, и постоянно что-то унюхивала, работала по зверю. Когда нас накрыло ливнем, притаилась под спас жилетом. До чего умная скотинка!
Рыбалка вниз что-то не задалась вообще. Все проверенные точки либо молчали, либо давали 1-2 рыбешки. Довольно быстро докатились до зимовья, где жили в прошлом году, тут и затаборились, так как уже изрядно подмокли. Наскоро перекусив, даже сходили помышевать, Ури отличился и поймал леночка. У меня увы - опять по нулям.
Остался один день на выход... Выходили по-сухому, ничем примечательным день этот не запомнился. Изгибы речки, простор Енисея, леса/деревеньки, редкие корабли и лодки бегут навстречу. Дядя Саша встретил нас на берегу, Лиса сразу запрыгнула в багажник его Нивы. Вот и нашелся собаке новый хозяин!
А мы помчали по знакомому маршруту домой...