Мы молоды, полны задора, энергии, жизнь представляется интересной, наполненной событиями игрой, и конечно же в сердце каждого горит то жарко, в полную силу, то тлеет, не угасая, однажды зажженная любовь к путешествиям и приключениям. Нате вам приключений…
Лето, каникулы, есть несколько дней свободных, охота отдохнуть, а лучший отдых – конечно же путешествие, когда за каких-нибудь пять-шесть дней умудряешься подзарядить батарейки оптимизма и общения с природой на целый год.
Один мой знакомый организовывает каждое лето детские палаточные лагеря в живописных, практически диких местах нашей родной и необъятной матушки Сибири. Задача – загрузить и доставить продукты и оборудование для лагеря за двое суток до заброски детей, разгрузить, разобрать, подготовить все к приезду. Расстояние до точки заброски – 600 с лишним верст, последние 150 из которых – крутые перевалы и грунтовка по тайге. Груза – 3,5 тонны, продукты – скоропорт (колбаса, фрукты). Лето, жара… «Экспедиторы» - мы с моим другом Мишкой, парнем бесшабашным и слегка безбашенным, никогда не унывающим. По крайней мере в трудной ситуации точно знаю, что Мишель не подведет, со своим неистощимым оптимизмом.
Машину нам зафрахтовали, дали денег с указанием рассчитаться с водилой по окончании пути. Ладненько, вечерком с помощью товарищей 3,5 тонны груза аккуратненько перемещаются в фургон небольшого грузовичка странной марки «Авиа». Не, ну «Авиа» так «Авиа», да хоть мото, лишь бы не пешком и до места доехала. Подъем в 5 утра, посадка в 6, в кабине дизельной машинешки места для троих хватает с лишком, поееехали! Путь предстоит дальний, рассчитываем часов за 8-10 управиться, едем в деревню Московка на речке Кия.
Деревушка расположена в широком распадке меж сопок, по кторому собственно речка и течет. Население состоит из бывших золотопромышленников и лесозаготовщиков, в совковые времена был прииск, леспромхоз. Прииск закрыли во времена перестройки, леспромхоз еще как-то живет, обеспечивает работой мужскую часть населения в перерывах между запоями. Есть даже школа (и детишек в ней человек десять), теоретически ходит рейсовый автобус из ближайшего за 50 км городка, а вот практически он ходит, только когда дорога не размыта. Из достопримечательностей – железобетонный мост через Кию, покрытый двадцатисантиметровым слоем навоза, потому как местные коровы спасаются на нем днем от комаров, мошки и паутов. По мосту, в этом самом, идет колея, не знаю, как местные по нему ходят, пробовал – только бегом, затаив дыхание и не обращая внимание на летящие во все стороны брызги экологически чистого удобрения, впрочем, его экологичность нисколько не помогает дышать полной грудью. Часть населения живет тайгой – шишка, ягода, зверь, папоротник-орляк, рыбалка, плюс хозяйство, скотина. Места чудесные, в речке есть хариус, таймешок. Короче, как вспомню сопки, чистейший воздух, журчание Кии, отдающееся эхом в предрассветном тумане, аж сердце щемит.
Ехать нам втроем долго, налаживаю контакты с водилой, надо же иметь представление о человеке, то да се, рассказываю о себе, выясняется, что шеф наш - бывший летчик (вот тебе и машина «Авиа»), летал на кукурузниках, уволили с расформированием районного авиаотряда, а в городе не приняли по годам. Летчик без полетов, как птица без крыльев, потому и машина "Авиа". Ну ладно, больное не трогаю, а полетная тема и мне интересна и ему, общаемся значит, я спрашиваю, он случаи из жизни рассказывает, едем. Между делом, выясняется, что ему озвучили 2,5 тонны груза, вместо 3,5т, ну мне сказать нечего – не я же договаривался, просит денег на заправку, говорит что из дома не брал, а у меня указание денег до конечной точки не давать, звоним – получаем ответ решать самим, но груз чтобы был доставлен. Вот тут-то первый раз пришла мысль, что все начинается как-то наперекосяк. Ладно, даю ему на заправку, заправляемся, начинаем забираться в единственную, но довольно длинную пологую горку…Э-э-э, машина кое-как ползет на первой скорости, водила наш объясняет, что дизельный двигатель очень чуствителен к перегрузу, но типа все нормально, доедем….Мысль о повороте обратно посещает второй раз, представляю себе нас на этой чудо-машине-самолете на тягунах и перевалах последней 100 километров пути…Шеф спокоен, ну думаю, ладно, водила должен знать дорогу, короче, едем дальше. Разговариваем , оказывается машина по другому среди шоферов, называется «Месть Чехословакии Советскому народу» за какой-то там год. Ну, забавненькое название, господь Бог мне уже не намекает, а прямо предупреждает о предстоящем…Но мы же парни бравые, нам море по колено! Дальше выясняется, что на машине накрывается аппаратура, но наш авиатор перед поездкой чего-то там подрегулировал и машина должна выдержать, а денег он как раз рассчитывает заработать на полноценный ремонт. Ой, чего-то тревожно мне слегка! Впрочем машина первую половину пути довольно бодренько, со скоростью 80 км/ч пыхтит по асфальту, глянул на Мишку подзаправиться оптимизьмом – ба, а кореш то мой зеленый совсем, забыл сказать – в нашем чудо – тр/ср постоянно и стойко пахнет солярой, потому как капот находится в кабине! Ну ладно, останавливаемся, Мишка распугивает всю живность в ближайших кустах, приобретает нормальный цвет лица и дальше едет, высунув голову в окошко. Мне-то солярка побарабану, почти…Вскоре на горизонте появляются холмы и асфальт начинает потихонечку, едва заметно забирать в гору. Машина начинает периодически греться, останавливаемся, остужаем, водила начинает нервничать, спрашивает меня о дороге дальше…Спокойно, главное держать себя в руках... Небрежно говорю ему, что дальше – хуже…Намного…Перевалы слегка горные, тягуны по километру и больше, крутые спуски, и все это без асфальта по каменистой так называемой дороге, впрочем самого интересного, как оказалось не знал даже я…Наш лихой пилот, все-таки умудрился пуститься в путь не узнав о дороге… На желание выгрузить нас в первом же населенном пункте, говорю что мол не вопрос, но денег естественно не дам, а у него даже на соляру на обратную дорогу нет, впрочем, у меня-то выбора тоже нет - до места-то все-равно на что-то добираться прийдется, и поедешь, учитывая ситуацию, за сколько попросят. Почесав репу, принимается решение пилить потихоньку дальше. Ну, дело-то хозяйское, у меня выбор невелик – машину какую-то как-то где-то искать, 3,5 т груза перекидать вдвоем, а времени в обрез – продукты-то не довезу,перспективка, короче, та еще. Едем дальше, в пути мы уже часов 10, больше двух третей пути пройдено, Мишка зеленый, но бодрится, у меня едет крыша от солярочного запаха, шеф скис, начинаю потихонечку поднимать настроение экипажа, травлю байки, вспоминаю всякие сложные ситуации из которых всегда находился выход, Мишка тоже понимает, что дело пахнет керосином (или солярой) подключается по полной, не даем водиле замкнуться в себе, короче реанимируемся потихоньку. Начались тягуны, машина проезжает на первой 100-200м, закипает и останавливается, наша с Михой задача выскочить, вытащить противооткатные упоры и подставить под колеса, после спадения температуры мы подхватываем упоры и бежим вслед за машиной в клубах черного дыма, очумевшие от солярки умотанные за уже 12 часов дороги в тряском грузовике, при этом я умудряюсь курить на бегу (видимо действительно обалдел), и так до следующей остановки. На одном из спусков обрывается о камень глушитель, останавливаемся и складываем его в кузов,теперь к соляре, сизому вонючему выхлопу нашего пепелаца добавляется душераздирающий рев надсаждающегося дизеля, следом накрываются тормоза, которые на этом чуде техники, оказывается, пневматические, блин! Со спусков мы теперь спускаемся, тормозя коробкой и ручником, в подъемы мы с Мишелем забегаем бегом за машиной еле успевая подложить упоры при остановках. Водила на одной из остановок глянув на облака сизого дыма, обреченно сказал, что накрывается аппаратура! Проезжаем последний населенный пункт перед последними 50 км до точки приземления – местные жители с интересом высыпают наружу, ну такой цирк где еще увидишь: картина такова - по причине оборванности глушителя вплоть до выпускной трубы из двигателя, движется черное облако дыма с диким ревом и периодическим скрежетом ручника, время от времени из облака выпрыгиваем чумазые от копоти и грязи мы с Мишелем, с круглыми ошалевшими глазами и двумя железяками в руках, которые подкладываются под колеса, для полноты картины нам не хватает только рожек и хвостов. Местные испуганно жмутся в сторонке, а мы с гордым видом и чувством собственного достоинства (аля «морда тяпкой») остужаем машину, забираем упоры и запрыгиваем обратно в облако прямо на ходу.А вот теперь самое интересное - на расстоянии 25 км от Московки дорога кончилась, здесь оказывается уже несколько дней шел дождь, и то что от нее осталось представляло собой глинистое, с торчащими валунами русло ручья, а мы встали – машина не смогла взять очередной подъем, забуксовав по глине, в довершение ко всему пошел мелкий моросящий дождь. Принимаем решение – выгрузить тонны полторы груза, попытаться взять подъем, в случае успеха Миша едет в Московку, ищет там машину или разгружается и возвращается за мной. Ну с третьей попытки, при которой мы толкали наш злосчастный грузовик сзади, полузадохнувшиеся от чада, оглохшие от грохота, мокрые и уставшие, подъем был взят и я остался один. Через часок, промокший и замерзший, я стал подозревать, что мои други по несчастью не доехали последние 20 км, и тут звук мотора, а через какое-то время из-за поворота показываются два «Трумана», один волокет второго на сцепке, на ходу прыгаю на подножку, объясняю ситуацию, Шеф отвечает, что у него один мост не пашет и если он остановится, то не тронется уже никогда, спрыгиваю.Что такое невезет и как с этим всем бороться?На неезженой дороге в кои-то веки попалась машина – и та не может меня забрать…Прошел еще час, я бегаю вверх-вниз по подъему, греюсь, за мной никто не едет, однако дела неважнецкие, крайний случай конечно остается – бросить груз, взять продуктов и пилить последние 20 км пешком, но пока терплю… И тут сердце опять радостно забилось – похоже на Камазовский движок, точно – Камаз! Ну все, думаю, если не возьмут – лягу под колеса нахрен! Останавливаю, оказывается по дороге действительно никто не ездит, мужики случайно вобщем-то решили отвезти оборудование на пилораму, объясняю ситуацию в очередной раз, ну за символическую плату соглашаются меня с грузом подбросить. Быстренько закидываю груз в кузов, распихиваю между пилорамных приблуд и лезу в кабину. И вот тут я оценил прелесть полноприводного Камаза. Груженый железом, на раскисшей глине с торчащими валунами, в горку с приличным подъемом, мы без проблем тронулись! Своих мы догнали за 300 м до Московки , они оказывается опять встали, Мишка побежал искать машину выручать меня. Ну перегрузились из Камаза обратно в «Авиа», мужики, послушав мой рассказ по дороге, денег не взяли, да еще и солярой помогли, за что им отдельное спасибо! Ну, вернулся Миша, не найдя машины, сели и поехали до нужного дома. За двести метров до дома машина заглохла и отказалась заводиться. Рассчитался с водителем…Двенадцать ночера, на закуску финишный марш-бросок – перетаскивание 3,5 тонн груза на расстояние 200м вручную, перемывание фруктов от копоти, обтирание колбасы и прочего…до 3 утра. Под конец – на автомате, итого 22 часа ну очень активного отдыха! Как упали спать – не помню…
Выводы:
-не берется, не бери...
-Думать и перепроверять нужно даже за взрослых, умудренных опытом дядек...
-Чехословакию не люблю...