Ну что, начали.
10-13.08 – «Кривая да нелегкая»…
Прошел год, и вот, 10 августа, не меняя устоявшихся традиций, 14.00 наш маленький экипаж стартует по объездной дороге на Восток. Куда ехать, решали в этот раз долго, прошлогоднее посещение Оки, закончившееся разворотом, не выходило из головы, а прогноз погоды по Окинскому району не сулил ничего хорошего - сильные дожди, а значит, и паводок не заставит себя ждать. К вечеру допылили до Красноярска, где просовещавшись целый час, свернули в сторону Енисейска.
Кручу баранку, в свете фар мелькают знакомые указатели… Мирно дремавший Ури вдруг начинает пророчествовать – нужно разворачиваться, впереди ничего хорошего не ждет, кроме разочарования! А мы уже больше сотни километров от Красноярска отъехали, поздновато сворачивать. Не меняя курса, рано утром въезжаем на заправку Газпромнефти в Енисейске, тарим 400 литров бензина, и спустя час мы уже на берегу Енисея, где на стапеле уже стоит лодка Фиделя. Встречу экипажей отмечаем утренней яишенкой с лисичками, приготовленной Дмитрием, попутно качаем «Апельсинчик» и забиваем его горой наших пожиток - в этом походе к ставшему стандартным набору, прибавляется маленький автомобильный холодильничек! Стапель проходит штатно, и вот, отогнав машины на постой, мы стартуем на север. Капитан суров и мрачен – его не отпускает дурное предчувствие. Повышая настроение можжевеловой, закусывая пирожками, съезжаясь – разъезжаясь со вторым экипажем, долетаем до Устья Большого Пита, по дороге сняв защиту, треснувшую при транспортировке в прицепе.
Попрощавшись на устье с экипажем Фиделя, на хмельном кураже сходу залетаем в Большой Пит на винте – и не узнаем его! Где Хуанхэ – желтая река? Вода прозрачна настолько, насколько она и должна быть чиста в таежных речках – дно проглядывается даже на ямках, а уж на перекатах и вовсе виден каждый камешек! И только слой ила, накопленный годами зломучения реки, поднятый кильватерной струей, мутным шлейфом сопровождает нашу лодку.
Ну и зачем нам переобуваться на водомет, и так домчим, благо, трэки прохода островов и мелких перекатов есть! Не долго длилась эйфория – чистым Пит оказался неспроста. Отсутствие дождей и низкий уровень воды – вот основные причины. И доселе ходимые под винтом протоки оказались слишком мелкими. Пару раз влетев в галечные мели на тяжело груженой лодке, мы раскрошили винт, от лопастей которого остались лишь огрызки. Хочешь – не хочешь, пришлось переобуться.
Водометному комплекту на Питу раздолье! Хоть и несколько медленнее, но зато презрев все мели, продолжаем наш путь к заветному притоку. Вскоре, правда, пары можжевеловой самогонки и бессонная ночь дают о себе знать, и штурман валится вздремнуть на баллон лодки… Через час – два не выдерживает и капитан, сменив его «на мостике», и отмечая, что почти половина пути уже пройдена, грызя семечки, я, придерживаясь за румпель, рулю между островами. В очередной узкой протоке, (которую два года назад мы проходили на винте), ухитряюсь –таки посадить «Апельсина» на мель… Снова сменяемся, и ближе к вечеру мы на устье притока. А вода, вода-то где? Практически сразу становится ясно, что в приток мы не попадем, уже на устье хороший замочек в виде торчащих повсюду камней, а дальше - еще веселей.
Сверху, из-за поворота, появляется лодка – и надо же, Юрин знакомый с сайта тугунов! Они ловят по Питу, в приток также соваться не рекомендуют, неделю назад, говорят, кто-то порвал там лодку. В Питу же клюет мерный окунь и местами ленок. Мы, больше для очистки совести, попробовали взять нахрапом входной порог, но пройдя метров двести, убедились в бесполезности этой затеи и развернулись.
Что делать? Ясно одно - здесь нам точно не охота оставаться, и вот мы мчим на остатках пара (вернее, я-то к тому времени уже превратился в сопящий на груде вещей балласт, да и Ури шел на автопилоте) в сторону зимовья, до которого примерно 50 км, и куда прибываем уже в потемках, да что там, практически в темноте. Зимовье оказалось заброшенным, без окон и дверей. Берега здесь галечные, даже лодку зачалить не за что (до опушки леса больше ста метров, каната не напасешся), а мы уже с ног валимся от усталости. Я готов был ставить палатку прямо на камнях, спать, привязав лодку к ноге, хотя эти глупости не стал озвучивать. Капитан принимает решение «бросить руль и весла», благо, здесь многокилометровый тихий плес, перемежаемый редкими перекатиками – пусть несет себе кривая, да нелегкая, бензин сэкономим, время… В общем-то, в этот день все события разворачиваются, как в одноименной песне Высоцкого, так почему бы и нет, это решение вполне ложится в общий тренд, так сказать, логичная концовка…
Пока Ури спал, я сперва разглядывал в свете фонаря речных обитателей, слегка подруливая веслом, но меня быстро сковало ленивое полузабытье и весло было отброшено; скорчившись на сиденье лодки, я слушал шумы ночной тайги, втянув голову в плечи, а руки – в ноги, боролся с проникающим под вейдерсы холодком; мысли текли вяло, вращаясь в основном, вокруг моего неразумного выбора речки, сожалений, что не надел флисовку под вейдерсы; … да и неплохо бы на берег, костер развести, да одному не выгрести, а заводить мотор - Юру разбудить - не хочется, пусть поспит хоть пару часов, ведь он как всегда, отрулил большую часть нашего пути... Немножко взбодрился, когда какой-то крупный зверь переплыл реку недалеко от нашей лодки, отряхнулся на берегу. Лось или медведь, а может старуха – нелегкая, наконец-то от нас отстала и ушла восвояси? Светить в него фонариком желания не возникло никакого, пусть себе идет. Но, черт возьми, как же зябко и сыро…
В итоге, разбуженный энергичным перестуком моих зубов Ури, берет второе весло, и высветив фонарем берег, лежащую на склоне поваленную березу, мы пригребаем к ней, разводим костер, расчехляем гермомешки. Пока я переодеваюсь - отогреваюсь, капитан заваривает чай и дежурный «доширак», в общем, жизнь налаживается. Остаток ночи проводим уже как полагается - под крышей палатки.
За утренним чаем прикинули варианты. Двигаться дальше вниз по Енисею с убитым винтом и подтекающим редуктором? Отбросили. Тусоваться на Питу? Зачем мы тогда уже 60 км скатились? Да и чистым Пит будет до первого дождика. Отметаем. Остаются Саяны, которые и были изначально №1. Решение принято, и в авральном режиме мы перемещаемся с Енисея в Иркутскую область. Так торопились, что забыли предупредить хозяев, у которых ставили машину, о нашем досрочном отбытии, чем вызвали небольшой переполох…
Еще день назад мы бороздили Енисей, а уже рано утром 13 августа мы в деревне Талой Иркутской области, «Апельсин» на стапеле, еще 400 литров заряжено в баки, ждет нас Тофалария. И не пугает уже гроза, под которой мы мчались на восток всю ночь, она застряла где-то на соседних сопках. Хотя обещанные синоптиками ливни, действительно, прошли, вода высокая и прозрачность реки – далеко не идеальная, но это уже такие мелочи.
И только пройдя 50 километров по реке, гонка отпускает. Чалимся, нужно сделать привал. Размяв затекшие конечности, перекусив и дозаправив баки, решаем помедитировать за кружкой чая… Расчехлили спиннинги, пара пробных забросов блесны, и дальше в путь. Совсем полегчало на душе, открывающиеся за каждым поворотом новые пейзажи радуют глаз, под рассказы Ури о предыдущих походах по реке (а он здесь уже 6й раз), я тренируюсь в подъемах шивер и небольшого порожка. Впрочем, новому Юриному Солару этот порог - не препятствие, можно идти внагляк по самым крупным валам, лодка их легко проглатывает. Но расслабляться нельзя, тем более, что это мой первый самостоятельный проход порога, аккуратно маневрируя, выскакиваю на плес выше порога, дальше река будет спокойной до самой стрелки и даже выше.
Зимовье, которое, предположительно, должно было стать нашим местом ночевки, оказалось свободным. Отлично, дальше мы не идем, вторые сутки толком не спали. Зимовье уютное и чистое, линолеум на полу, подновленные нары, на веранде оборудована кухня, где есть все необходимое - соль, специи и масло, даже кое-какие овощи, оставленные предыдущими гостями. Ужин и заслуженный сон… настроение экипажа – отличное, не покидает чувство, что теперь мы движемся верной дорогой.
Вот так получилось, что добирались мы до реки, приютившей и кормившей нас, целых три дня, сделав тысячекилометровый крюк через Енисей (из них 320 – по воде)… Но ничто не делается зря - в архивы памяти занесен чистый Большой Пит – доведется ли такое еще увидеть, даже не знаю…