И все-таки, когда лучше писать отчет о походе? С этого вопроса, пожалуй, и начнем. Отчет –впечатление, написанный на эмоциональном подъеме от только завершившегося путешествия, хорош тем, что такой отчет объемен – ведь мелочи еще не стерты потоком разной белиберды, а вдохновение заставляет стучать пальцами быстрей и быстрей, в итоге каждый проведенный в горах день легко восстанавливается, как страница из дневника. Обычно я так и пишу, даже иногда, действительно, делая себе еще в походе подсказки и краткие записки на будущее. Но не в этот раз.
В этом году по горячим следам написать отчет не получилось. Волей- неволей, а придется разбираться, есть ли свои преимущества у писанины на остывших эмоциях. Теоретически, есть. Во-первых, надеюсь, теперь в памяти остались только те моменты, которые достойны остаться в истории. Во вторых, возможно, произойдет повышение литературной ценности подобного творения за счет фантазии автора, которая вынуждена поработать, чтобы восстановить и приукрасить таежные будни. Хотя по второму пункту есть определенные опасения, удастся ли это.
…будь везде и всюду на Земле лето и изобилие круглый год, сдается мне, так и сидели бы мы и по сей день на пальмах. Не было бы той цивилизации, которая нас окружает, а шедевры живописи, литературы, музыки и технологии не увидели бы свет, не выросли бы города. Смена времен года - обыденное волшебство, чудеса, которые происходят у всех на глазах, не просто мало кого могут оставить равнодушным – они заставляют нас действовать, развиваться. Когда-то на заре цивилизации – выживать, создать запас, чтобы пережить грядущую зиму, по осени, впасть в зимнее полузабытье, очнуться и продолжить род по весне и так далее – по бесконечной спирали. Теперь вроде достигли мы того развития, когда потребности перестали зависеть от смены сезонов, да и чуть больше их стало, потребностей наших, но инстинкты живут в нас, трансформируясь и адаптируясь к потребностям современного человека.
Задумавшись над этим, кажется, понимаешь, почему именно в начале осени – на смене сезонов – особенно силен зов инстинкта добытчика – в разнообразных его формах. Пока одни воодушевленно роют землю в поисках корнеплодов и потом таскают их с дачных участков, набивая погреба, другие рвутся в лес, вооруженные кто ружьями, а кто и вовсе одними ножами и скребком для сбора ягоды. Остальные с утра до ночи хлещут водоемы удочкой или спиннингом в поисках заветного трофея. Причем большинство наших сограждан успевает отметиться сразу на нескольких фронтах.
Вот и я обычно планирую свой отпуск на вторую половину августа – самое подходящее время для погружения в процесс добычи. И пусть порой добычей этой становится ведро брусники или вовсе – несколько пойманных в легкие кубометров свежего лесного воздуха и выпитых литров чистой живой воды, так ли это уже важно, нужны ли вообще эти измерения и подсчеты, навязчивая привычка пересчитать все и вся? Кто-то скажет, что, конечно, нет. Вот уже полста лет прошло, как спел Кукин свою «За туманом» и тысячи, если не миллионы, последователей под ее мотив уходят за мечтами и запахом тайги. Как по мне, так я еду за добычей. И пусть ею и станет тот же туман над сопками или десяток копченых харюзей, а может быть - красивый камешек с галечной косы, неважно, но что настрелял, то мое. Я все это сохраню. Фотографии, мысли, текст этого отчета. Зачем? Да утолить тот самый инстинкт. А поскольку от голода пока не пухнем, то инстинкту хватает и несъедобной «добычи».
В этом году график отпуска пришлось сдвинуть на июль. Макушка лета – самое время отдыхать. Значит, и выезд должен быть преимущественно отдыхательно – матрасным. При погрузке даже сторожа – верный Юрин 12 калибр - выложили. Охотиться все равно нельзя, да и приклад треснул. Обойдемся, лишние 10 литров бензина войдет.
13 июля в 14.30 я топчусь напротив армянского кафе за мостом и жду Юру. А едем мы на Оку Саянскую, где не были уже ох давно. То одно, то другое, каждый год – разное, но пути наши расходились - Ока, конечно так и бежала себе с гор Бурятии, а вот мы… Один раз даже убежали от нее, уж больно негостеприимной она нам показалась в паводок 2016 года, кстати, рекордный за всю историю наблюдений. В 2017 меня отпугнул прогноз погоды, на это раз, кстати, тоже неблагоприятный. Но решили не отступать – поход состоится при любой погоде. Добрались до Верхнеокинского довольно быстро – к обеду следующего дня мы уже на стапеле. Почему – то пустом. Обычно здесь дежурит Анатолий, встречающий сплавщиков. Но никого нет, не висит привычный чайник над костром, нет чайника, да и костер тут не жгли уже очень давно. Не долго думая, решили съездить к Толе домой, навести справки. Хозяин оказался дома. Оказалось, сезон сплава еще не начался, первых гостей он ждет в 20е числа июля, так как заранее всех обзвонил. Вот и бивак пустой.
Часа три ушло на погрузку «Апельсина». Идем на винте, воды в реке более, чем достаточно. Водичка светлая, это хорошо, да и вообще все замечательно. Машина пристроена, погода прекрасная, лодка вытянула очередные 400 с хвостиком литров бензина и взяла курс в верховья.
Далеко мы не пойдем, утомились. Не дожидаясь сумерек, пройдя Тунгуски/Сарамы – серию проток Оки, швартуемся на большой косе. Лагерь поставлен. На ужин предлагаю попробовать курицу с рисом, купленные в «Спаре» на пробу. Разогрел алюминиевые упаковки, подобные тем, в какие пакуется обед в самолете, и открыл. Оказалась редкостная гадость, сухой комок риса и непонятные волокна мяса, возможно, куриного. Не спас положение ни аперитив в виде недурного испанского бренди, ни свежий воздух. Такое есть мы не станем и под пытками. Горе – рис отправился в костер, а экспедиционеров выручил дежурный «Доширак».
Кэп, поужинав, отправился спать, а я посидел у костра, дождавшись вечерней зорьки. Спиннинги даже не расчехлил. «Взрослеешь» - прокомментировал это Юра. Да, пожалуй… Раньше, бывало, не успели еще лагерь поставить, бежал сделать пробный заброс. Впрочем, плес-то как мертвый - ни всплеска. Хотя, нет. Что-то плещется… Хлоп-хлоп-хлоп. Не рыба, точно. Лодка, елки-палки. Надувная лодка типа «Турист» и в ней трое пацанов. Как они на веслах сюда пригребли? Встал поздороваться. Парни с Саянска. Их белую «Ниву» мы видели на стапеле, промчалась мимо в лес. Лесная дорога идет до 30-го километра, дальше они гребли веслами. На вопрос «А как?» - отвечают, мы привычные! А мне удивительно! Почти километров против течения, и ладно здесь, на плесе, а ниже и шиверка есть. Рыбачат они кто на что. Один блеснит, второй – на мушки, а третий – расправил микро –плавешку, уж не знаю, как и назвать снасть. Кораблик утаскивает не большую сплавную сетешку, а ловец бредет за ней по берегу. Поймали что, или нет – тут не знаю, пригрелся у костра, сморило. Пора и мне в спальник. До завтра, река.